Право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи

 

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Под квалифицированной юридической помощью понимается грамотная и эффективная деятельность, осуществляемая лицом, соответствующим требованиям, которые предъявляются к нему при допуске к оказанию юридической помощи, то есть наличие у него знаний, умений, навыков, подтвержденных документально (документы об образовании, повышении квалификации, стаже работы и т.д.).

В большей степени граждане Российской Федерации сталкиваются с необходимостью получения бесплатной юридической помощи при возникновении правоотношений уголовного характера. Согласно указанной выше статье Конституции Российской Федерации, каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В соответствии со статьей 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично, либо с помощью защитника (в этом случае помощь оказывают адвокаты) и (или) законного представителя.

Если же гражданин желает получить бесплатную юридическую помощь, не связанную с его уголовным преследованием, то основным законом, регламентирующим оказание ему бесплатной юридической помощи, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон о бесплатной юридической помощи).

Согласно статьи 20 Закона о бесплатной юридической помощи к категориям граждан, которые имеют право получить бесплатную юридическую помощь, относятся: граждане, среднедушевой доход семей, которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума; инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; дети-инвалиды, дети-сироты и так далее.

В соответствии со статьей 6 Закона о бесплатной юридической помощи, к видам оказания бесплатной юридической помощи, относятся: консультирования в устной и письменной формах, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и в иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, видах.

Такую помощь оказывают участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а именно: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро, адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, а также участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, которая формируется на добровольных началах.

Территориальные органы МВД России оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции МВД России.

Данная деятельность осуществляется на основании пункта 81 приказа МВД России от 5 января 2007 года № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России».

Необходимо отметить, что бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, обратившимся в территориальный орган МВД России, по вопросам деятельности органов внутренних дел, за исключением вопросов, связанных с привлечением данного гражданина к ответственности, предусмотренной законодательством.     Обратившись к должностному лицу органов внутренних дел, которым может быть участковый уполномоченный, дознаватель, юрисконсульт, начальник отдела, его заместители, гражданин имеет право получить бесплатную консультацию в письменной или устной форме. Руководствуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», сотрудник территориального органа МВД России рассматривает такое обращение гражданина.

С целью информирования граждан о возможности получения такой помощи, должностными лицами ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Волгоградской области» регулярно размещаются статьи на официальном сайте Учреждения.

Проводимая на протяжении последних лет в Российской Федерации политика направлена на изменение правосознания граждан, повышения уровня их правовой грамотности, в том числе и с использованием функционала правоохранительных  органов, что подтверждается принимаемыми федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России в сфере оказания бесплатной юридической помощи, к примеру: приказом МВД России от 9 января 2017 года № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год» одним из основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности МВД России утверждено совершенствование механизма оказания гражданам и организациям, а также сотрудникам и ветеранам органов внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России и членам их семей бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел. Таким образом, повышается уровень общественного доверия к сотрудникам полиции, что является законодательно закрепленным принципом деятельности полиции.

 

Особенности сдачи в аренду недвижимости для действующих сотрудников ОВД

Особенности сдачи в аренду недвижимости для действующих сотрудников органов внутренних дел.

 

Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с
Минтрудом России, ФНС России, а также Генеральной прокуратурой
Российской Федерации проработан вопрос о возможности постановки на учет
в налоговом органе сотрудника органов внутренних дел Российской
Федерации в качестве налогоплательщика с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», установленного для исчисления и уплаты при получении дохода от сдачи в
аренду (наём) жилых помещений.

Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. №425-ФЗ «О внесении изменений в части пер­вую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена новая категория специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В соответствии с положениями Федераль­ного закона от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в редакции Феде­рального закона от 15 декабря 2019 г. №428-ФЗ, далее - Закон о проведении налогового эксперимента) доход, полученный от сдачи в аренду (наём) жилого помещения, относится к категории профессионального дохода, налог за который подлежит исчислению по льготной ставке специального налогового режима, введён­ного в качестве эксперимента на территориях отдельных субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федераль­ного закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Россий­ской Федерации и внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе), за исключением ограни­чений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-ра­зыскной деятельности. Такие ограничения, за­преты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, уста­навливаемом МВД России.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о граж­данской службе гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №23 предусмотрено, что в случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального пред­принимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использова­нии этого имущества временно сдало его в аренду или внаём и в результате такой гражданско-правовой сдел­ки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечёт уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при на­личии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 198 Уголов­ного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, опубликованным в 2019 году на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru), в целях налогообложения доходов от сдачи в аренду (наём) жилых помещений государственные служащие вправе при­менить налог на профессиональный доход в соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 6 Закона о проведении налогового эксперимента.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что поста­новка на учёт в налоговом органе сотрудника в качестве налогоплательщика с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», установленно­го для исчисления и уплаты налога при получении дохода от сдачи в аренду (наём) жилого помещения, приоб­ретённого для личных нужд либо полученного по наследству или по договору дарения жилого помещения, в связи с отсут­ствием необходимости в использовании этого иму­щества, не может расце­ниваться как нарушение ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 де­кабря 2008 г. №273-ФЗ «О противо­действии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Закона о гражданской службе.

 

Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие размеры надбавок за особые условия и риск

Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие размеры надбавок за особые  условия и за риск

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г.
№ 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних
дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о социальных гарантиях) денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) является основным средством их материального обеспечения и основой мотивационного стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

            Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также – должностной оклад), месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

       В число дополнительных выплат сотрудни­кам входят ежемесячная надбавка к должност­ному окладу за особые условия службы (далее - надбавка за особые условия) и надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повы­шенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (далее - надбавка за риск).

       Надбавка за особые условия (часть 10 ста­тьи 2 Закона о социальных гарантиях), а также надбавка за риск (часть 14 статьи 2 Закона о социальных гарантиях) устанавливаются каж­дая в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры надбавок в зависимости от условий службы, характера выполняемых задач и условий вы­полнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавок определяются министром внутренних дел Российской Федерации.

       В настоящее время размеры надбавки за особые условия определены приказом МВД России от 25 июля 2017 г. №522 «Об утвержде­нии Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при за­мещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям». Размеры надбавки за риск определены приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за вы­полнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повы­шенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» (далее - приказ МВД России № 314).

            Названные надбавки выплачиваются с 2012 года. Однако в ходе правоприменитель­ной практики выявляется необходимость внесения соответствующих корректировок в ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие размеры надбавок за особые условия и за риск.

            Надбавка за особые условия службы: в 2019 году на основании постановления Правитель­ства Российской Федерации от 27 июля 2019 г. № 972 «О внесении изменения в перечень осо­бых условий службы сотрудников органов вну­тренних дел Российской Федерации, лиц, прохо­дящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за осо­бые условия службы» (далее - постановление № 972) приказом МВД России от 12 сентября 2019 г. № 621 (далее - приказ МВД России № 621) в Перечень должностей сотрудни­ков органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выпла­чивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям, утверждённый приказом МВД России от 25 июля 2017 г. № 522, несмо­тря на все противодействия Минфина России, внесены изменения.

            Согласно данным изменениям установлена надбавка за особые условия в размере 65 процен­тов должностного оклада сотрудникам, замеща­ющим штатные должности в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полно­мочий, возложенных на подразделения МВД Рос­сии (далее - подразделения), дислоцированные в городе Севастополе, Республике Крым, а также в размере 15 процентов должностного оклада сотрудникам, замещающим штатные должности курсантов в образовательных организациях МВД России, дислоцированных в Республике Крым

      Вместе с тем на основании комплексно­го толкования предписаний постановления № 972 и приказа МВД России № 621 в части распространения их положений на сотрудни­ков, проходящих службу в подразделениях, дислоцированных в городе Севастополе и Ре­спублике Крым, можно сделать вывод о том, что названные сотрудники, в случае их увольнения или перевода, имеют право на установление и выплату надбавки.

      В соответствии с пунктом 3 Порядка обес­печения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федера­ции, утверждённого приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65, дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются при­казом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров.

      Таким образом, для выплаты надбавки уво­ленным сотрудникам, а также переведённым в другие подразделения, требуется издание при­каза по личному составу руководителя соответ­ственно органа внутренних дел, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возло­женных на МВД России, в городе Севастополе и Республике Крым, по рапорту сотрудника в порядке, установленном приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в ор­ганах внутренних дел Российской Федерации».

       В заключение следует акцентировать вни­мание на том, что в МВД России на основе планового осуществления мониторинга право­применения нормативных правовых актов, затрагивающих материальное обеспечение сотрудников, а также складывающейся опера­тивной обстановки, будет и в дальнейшем про­водиться работа, направленная на совершен­ствование денежного довольствия отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

 

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников, как гарантия правовой и социальной защищенности

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ

И ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКОВ, КАК ГАРАНТИЯ

ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

 

          В связи с тем, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации круглосуточно выполня­ют стратегически важные для государства функции в сфере общественной безопасности, зачастую в ус­ловиях непосредственного риска жизни и здоровью, законодатель предусмотрел для них следующие компенсации в возмещение такого вреда.

       Как следует из Фе­дерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном госу­дарственном страхова­нии жизни и здоровья военнослужащих, граж­дан, призванных на во­енные сборы, лиц рядо­вого и начальствующего состава органов внутрен­них дел Российской Фе­дерации, Государствен­ной противопожарной службы, сотрудников уч­реждений и органов уго­ловно-исполнительной системы» (далее – Федеральный закон №52 – ФЗ), жизнь и здо­ровье лиц рядового и на­чальствующего соста­ва органов внутренних дел Российской Федера­ции, граждан, уволенных со службы в органах вну­тренних дел Российской Федерации, в течение одного года после окон­чания службы являют­ся объектами обязатель­ного государственного страхования.

      Страховате­лем сотрудников органов внутренних дел выступа­ет непосредственно МВД Российской Федерации, которое и осуществляет в установленном поряд­ке выбор страховщиков (страховых организаций).

       Определяя перечень лиц, имеющих право на получение страховых вы­плат, кроме самого застра­хованного лица, законода­тель распространил это право на:     – супругу (супруга), со­стоявшую (состоявше­го) на день гибели (смер­ти) застрахованного лица в зарегистрированном бра­ке с ним;

– родителей (усынови­телей) застрахованного лица;

– дедушку и (или) ба­бушку застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) со­держали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;

– отчима и (или) мачеху застрахованного лица при условии, что они воспиты­вали и (или) содержали его не менее пяти лет;

– несовершеннолетних детей застрахованного лица, детей застрахован­ного лица старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его детей в возрас­те до 23 лет, обучающих­ся в образовательных ор­ганизациях;  

– подопечных застрахо­ванного лица.

         К обстоятельствам, влекущим возникновение права на получение ком­пенсаций (страховым слу­чаям), Федеральный закон № 52-ФЗ относит гибель (смерть) за­страхованного лица в пе­риод прохождения службы;

– смерть застрахован­ного лица до истечения од­ного года после увольне­ния со службы;

– установление застра­хованному лицу инвалид­ности в период прохожде­ния службы;

– установление застра­хованному лицу инвалид­ности до истечения одно­го года после увольнения со службы;

– получение застрахо­ванным лицом в период прохождения службы, уве­чья (ранения, травмы, кон­тузии).  

     Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что:     

– в случае гибели (смерти) застрахованно­го лица в период прохож­дения службы, либо до ис­течения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ра­нения, травмы, контузии) или заболевания, полу­ченных в период прохож­дения службы, выгодо­приобретателям в равных долях выплачивается 2 000 000 рублей;

– в случае же установ­ления застрахованному лицу инвалидности в пе­риод прохождения службы либо до истечения одно­го года после увольнения;

– со службы вследствие уве­чья (ранения, травмы, кон­тузии) или заболевания, полученных в период про­хождения службы, инвали­ду I группы выплачивается страховая сумма в разме­ре 1 500 000 рублей, инва­лиду II группы - 1 000 000 рублей, инвалиду III груп­пы - 500 000 рублей;

– если же застрахован­ное лицо в период прохож­дения службы получило тяжелое увечье (ранение, травму, контузию), ему выплачивается страховая сумма в размере 200 000 рублей, а в случае получе­ния легкого увечья (ране­ния, травмы, контузии) – 50 000 рублей;

– если в период прохож­дения службы либо до ис­течения одного года после увольнения со службы, при переосвидетельствовании уволенного сотрудника в федеральном учреждении медико-социальной экс­пертизы будет повышена группа инвалидности, раз­мер страховой суммы дол­жен быть увеличен на сум­му, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе ин­валидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инва­лидности;

– размер вышеуказан­ных страховых сумм еже­годно увеличивается(ин­дексируется) с учетом уровня инфляции в соот­ветствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пла­новый период. В связи с чем страховые суммы вы­плачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой сум­мы.

      Вместе с тем, во из­бежание необоснованных выплат из федерально­го бюджета, законодатель определил, что страхов­щик освобождается от вы­платы страховой суммы по обязательному государ­ственному страхованию, если:

– страховой случай на­ступил вследствие совер­шения застрахованным ли­цом деяния, признанного в установленном судом по­рядке общественно опас­ным;

– страховой случай на­ходится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, нар­котическим или токсиче­ским опьянением застра­хованного лица;

– является результатом доказанного судом умыш­ленного причинения за­страхованным лицом вре­да своему здоровью.

     Однако страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть послед­него наступила вследствие самоубийства, независи­мо от срока нахождения застрахованного лица на службе.

     Перечень документов, необходимых для приня­тия решения о выплате страховой суммы и пе­речень увечий (ранений, травм, контузий), относя­щихся к тяжелым или лег­ким увечьям, в настоящее время определен Поста­новлением Правитель­ства Российской Феде­рации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по ре­ализации Федерально­го закона «Об обязатель­ном государственном страховании жизни и здоровья военнослужа­щих, граждан, призван­ных на военные сборы, лиц рядового и началь­ствующего состава ор­ганов внутренних дел Российской Федерации, Государственной проти­вопожарной службы, со­трудников учреждений и органов уголовно-ис­полнительной систе­мы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».

     Таким образом, жизнь и здоровье сотрудников ор­ганов внутренних дел за­страхованы от возможных рисков, как в служебное, так и в свободное от служ­бы время, в том числе не на рабочем месте, не при исполнении служебных обязанностей, в быту.

 

 

 

 

 

О проведении первого этапа литературного конкурса МВД России "Доброе слово" 2020

 В целях совершенствования системы культурно-просветительной работы в ОВД, развития литературного творчества сотрудников и членов их семей, повышения престижа службы в органах внутренних дел, формирования объективного общественного мнения о служебной деятельности органов внутренних дел, и во исполнение  требований приказа МВД России от 29.05.2017 № 323 "О фестивале "Щит и лира", фотоконкурсе "Открытый взгляд" и литературном конкурсе  "Доброе слово" в ГУ МВД России по Волгоградской области проводится  литературный конкурс с 16 апреля по 15 мая 2020 года.

В конкурсе принимают участие сотрудники ОВД, федеральные государственные гражданские служащие и работники ГУ МВД России по Волгоградской области, подчиненных ему территориальных органов и организаций, ветераны ОВД МВД России, а также иные лица, не проходящие службу (не работающие) в системе МВД России.

Конкурс проводиться по номинациям:

Роман (повесть), рассказ, поэма (стихотворение), моя полиция (поэзия), моя полиция (проза).

По всем вопросам и подачи заявок от ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Волгоградской области" на участие в конкурсе обращаться по т. 30-49-60 (отдел кадров ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Волгоградской области"

Проведение акции патриотизма и памяти в честь защитников Отечества

 

В преддверии празднования 75-ой годовщины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., с  целью пропаганды патриотизма и увековечивания памяти о защитниках Отечества на территории "Парка Победы" у подножия Мамаева Кургана сотрудники и работники ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Волгоградской области" совместно с тылом и ЦФО ГУ МВД России по Волгоградской области 27 марта 2020 года осуществили выезд и высадили декоративные деревца в количестве 46 штук.

 

 

 

  

   

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые аспекты защиты частных (гражданских) прав органами внутренних дел

Некоторые аспекты защиты частных (гражданских) прав органами внутренних дел

Охрана частноправовых интересов, в отличие от административной и уголовно-процессуальной деятельности, не является основным направлением деятельности органов внутренних дел. При этом обязанность участия полиции в защите прав субъектов гражданских правоотношений вытекает из общих положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции). Так, в соответствии со ст. 1 Закона о полиции назначение полиции заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране собственности. В этой же статье указывается, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств предусмотрена в ст. 2 Закона о полиции в качестве основного направления деятельности полиции. Нормы о защите частноправовых интересов заложены и в обязанности полиции (п. 22, 37, 38, 41 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). К субъектам защиты права собственности и других вещных прав относятся правоохранительные органы, среди которых органам внутренних дел отводится важная роль. К их полномочиям в названной сфере относятся: выявление, пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений, связанных с осуществлением права собственности, а также иных вещных прав.

Обязанность сотрудников органов внутренних дел реагировать на сообщения, заявления и обращения граждан о происшествиях (иных, чем уголовные и административные правонарушения), в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, закреплена в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736) (далее - Инструкция) и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707).

К таким сообщениям о происшествиях следует относить обращения в органы внутренних дел за защитой субъективных гражданских прав в случае совершения противоправных деяний, нарушающих нормы гражданского права и содержащих отдельные признаки уголовного преступления либо административного правонарушения, в том числе и конкурирующих с ними. К этим случаям следует относить: невозврат заемщиком денег, переданных по договору займа; наличие обмана, угрозы или насилия при совершении гражданско-правовой сделки; посягательство на честь, достоинство и иные нематериальные блага; предъявление требований об изъятии вещи из чужого владения или об устранении препятствий пользования вещью.

Следует отметить, что органы внутренних дел и их сотрудники не вправе игнорировать такие заявления и сообщения. Так, п. 8 Инструкции предусматривает, что заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. Пункт 14.1 Инструкции обязывает сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации. В Инструкции также закреплен порядок действий сотрудников органа внутренних дел по поступившим сообщениям, заявлениям и обращениям.

Органы внутренних дел в силу наличия у них установленной законом обязанности, а также специальных возможностей и инструментария для сбора доказательств непременно должны осуществлять защиту частноправовых интересов субъектов гражданско-правовых отношений. При этом правозащитная деятельность органов внутренних дел возможна лишь в тех случаях, когда нарушение гражданских прав содержит признаки уголовного преступления либо административного правонарушения, в том числе и конкурирует с ними.

В качестве одного из средств защиты гражданских прав можно рассматривать обращение в порядке самозащиты в органы внутренних дел по факту причинения вреда в рамках договорных обязательств. Учитывая, что разрешение споров, возникающих в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, не входит в компетенцию органов внутренних дел, они не будут выступать здесь специально уполномоченным субъектом. При этом тесная взаимосвязь и внешнее сходство отдельных гражданских правонарушений с административными правонарушениями и уголовными преступлениями требуют от органов внутренних дел официального установления фактических обстоятельств и оценки на предмет наличия в обращениях граждан признаков административного правонарушения или уголовного преступления.

Рассмотрим ситуацию, когда в органы внутренних дел обращается гражданин, полагающий, что его имущественные права нарушены преступным деянием. Например, гражданин сообщает, что передал другому гражданину деньги по договору займа, однако заемщик не возвращает денежные средства без объяснения причин и всячески уклоняется от контактов с заимодавцем, в том числе отрицая факт займа денежных средств. Следовательно, мы сталкиваемся с конкуренцией между нормами гражданского права, регулирующими отношения займа, и нормами уголовного права, предусматривающими ответственность за мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Гражданский кодекс РФ содержит следующие правила доказательства факта совершения займа. В соответствии с п. 1 ст. 808 ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает десять тысяч рублей. При этом п. 2 ст. 812 ГК РФ предусматривает, что, если договор займа должен быть совершен в письменной форме, оспаривание займа по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств, а также представителем заемщика в ущерб его интересам.

Таким образом, проверяя обращения гражданина-заимодавца, сотрудники органов внутренних дел устанавливают факт совершения сделки и ее характер, наличие свидетелей сделки, письменные и иные доказательства, подтверждающие факт и содержание сделки, волю сторон сделки и другие доказательства. Причем в зависимости от наличия или отсутствия свидетельских показаний, вещественных, письменных и иных доказательств могут возникнуть следующие юридические ситуации.

Отсутствие свидетельских показаний, письменных и иных доказательств неизбежно приведет к тому, что ни факт совершения сделки, ни факт наличия преступления подтверждены не будут. Следовательно, и защита субъективного гражданского права в такой ситуации невозможна. При этом следует помнить, что полученные сотрудниками органов внутренних дел в ходе проведения такой проверки письменные доказательства (например, объяснения, в котором гражданин-заемщик признает, что он вступал в договорные отношения займа с заявителем) в дальнейшем могут и должны быть использованы для подтверждения факта совершения сделки.

Так, в судебном разбирательстве по гражданскому делу о ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств в соответствии со ст. 57 ГК РФ по запросу суда представляются копии материалов, собранных сотрудниками органа внутренних дел: а) в рамках дела об административном правонарушении; б) в ходе доследственной проверки (окончившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела); в) в ходе производства по уголовному делу (которое может оставаться в производстве органа предварительного расследования, а может быть прекращено по реабилитирующим либо нереабилитирующим обстоятельствам, сдано в архив и храниться в соответствующем подразделении органов внутренних дел).

Установление в рассматриваемой ситуации исключительно свидетельских показаний (при отсутствии письменных и иных доказательств), к сожалению, существенно затрудняет процесс доказывания факта совершения займа, лишая заимодавца возможности защиты своих законных интересов. Однако наличие свидетелей совершенного займа указывает на возможность привлечения правонарушителя к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Принятые и вступившие в законную силу по данным фактам решения суда позволят потерпевшему потребовать от правонарушителя возмещения причиненных убытков.

Если в ходе проведения проверки будут установлены противоречия между свидетельскими показаниями и письменными и иными доказательствами, то для определения наличия в отношениях между субъектами факта гражданско-правовой сделки, на наш взгляд, следует руководствоваться положениями ст. 162 ГК РФ. Эта статья предусматривает, что при несоблюдении простой письменной формы сделки субъекты в случае спора не могут ссылаться на свидетельские показания для подтверждения сделки и ее условий, однако они могут приводить письменные и другие доказательства (видеосъемка, аудиозапись, копии страниц с электронной перепиской и т.п.).

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ свидетельские показания, опровергнутые письменными доказательствами, не подтверждают исполнения обязательств по сделке, в отношении которой не соблюдена установленная письменная форма. Факт совершения определенных действий по сделке, для заключения которой законом предусмотрена необходимость соблюдения письменной формы, не может быть установлен только на основании свидетельских показаний, если имеются письменные доказательства, опровергающие данный факт. Следовательно, в таком случае приоритет будет отдан письменным (и иным) доказательствам.

Следовательно, то, что контрагент по сделке необоснованно уклоняется от ее исполнения, ссылаясь на отсутствие факта заключения сделки, приводя свидетельские показания, противоречащие письменным и иным доказательствам, указывает на возможность применения уголовной ответственности как к субъекту, отрицающему наличие факта сделки, так и к свидетелям, дающим ложные показания.

Таким образом, несоблюдение письменной формы гражданско-правовой сделки в целом и по договору займа в частности оставляет сторонам сделки вполне реальные возможности для защиты своих имущественных прав и законных интересов, хотя и затрудняет процедуру их защиты. В такой ситуации органы внутренних дел становятся единственным властным субъектом, способным встать на защиту охраняемых законом частноправовых интересов субъектов гражданского права.

Основные способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Роль и объем участия органов внутренних дел в использовании отдельных способов защиты при конкретных жизненных обстоятельствах существенно различаются. Например, при возмещении вреда, причиненного преступлением, расследуемым органами внутренних дел, следователь обязан предпринять действия по установлению размера ущерба и по обеспечению его компенсации. Аналогична ситуация с возмещением вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия: органы внутренних дел фиксируют факт происшествия и определяют виновность его участников.

При применении отдельных способов защиты гражданских прав роль органов внутренних дел может сводиться к консультированию граждан (при самозащите) либо к фиксации факта нарушения гражданских прав (например, при компенсации морального вреда). Часть способов защиты гражданских прав не соприкасается с деятельностью органов внутренних дел. Например, такие способы, как признание недействительным решения собрания, признание недействительным акта государственного органа, прекращения или изменения правоотношения, неприменения судом акта государственного органа. Именно от профессиональных компетентных действий сотрудников органов внутренних дел часто будет зависеть результативность защиты отдельных частноправовых интересов в конкретных ситуациях и авторитет органов внутренних дел в целом.

 

 

 

 

 

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району