Об открытости полиции

Как должен вести себя сотрудник полиции, находящийся  при исполнении служебных обязанностей с представителями СМИ? В каких случаях можно разрешать использовать свои изображения, производить съемку, давать комментарии, основываясь исключительно на федеральных законах и иных открытых источниках? (и. Владимиров, Москва)

 

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото, видеосъемку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции(часть 1 ст. 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане  имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен ФЗ "О полиции" (части 1 и 2 ст. 8)

Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"государственную  составляют следующие сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих на конфеденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах, и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации; об организации  и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностях, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени ( ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (ст. 1521 Гражданского кодекса РФ), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьей 1521 Гражданского кодекса РФ. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах ( п. 1 п. 1) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.

В соответствии с п. 2 части 4 ст. 5 Федерального закона "О полиции" в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникшие в связи с эти права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 ФЗ "О полиции"   

Журнал "Полиция России" декабрь 2018 

Пощаговая инструкция ответственного за пожарную безопасность в системе МВД России

Совершенно очевидно, что вопросы пожарной безопасности для современного общества весьма актуальны. Особенно остро, как правило, после очередного резонансного происшествия, вопрос обеспечения пожарной безопасности стоит перед должностными лицами, на которых оно возложено гласно или негласно, напоминая о суровой мере ответственности, вплоть до уголовной. Вполне естественно, что очень многие в связи с эти предпринимают попытки сделать в противопожарном направлении все от них зависящее, хотя бы в пределах своей компетенции. 

В системе МВД России это руководители различных подразделений, как на уровне центрального аппарата, так и на уровне субъектов РФ, ведь именно на них в первую очередь возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Также к их компетенции законодателем отнесены такие общие, но важные вопросы, как разработка и осуществление мер пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучения.

Начать наши разъяснения мы попытаемся от простого к сложному: ответственные за помещение - ответственные за подразделение или организацию, сразу оговорившись, что речь будет идти в основном с ориентиром на класс функциональной пожарной опасности, представленный административными зданиями. Именно административные здания являются самым распространенным классом функциональной пожарной опасности в системе МВД России. Ежегодно по всей России в различных общественных зданиях регистрируются от четырех до пяти тысяч пожаров. Это достаточно внушительная цифра.

Действующее законодательство, регулирующее противопожарный режим, не содержит конкретной правовой нормы, требующей назначения в абсолютно каждом помещении ответственного за пожарную безопасность. Главная причина, по которой это необходимо сделать разумеется оформив соответствующим приказом по подразделению или организации - это локальный контроль на рабочих местах и повышение степени восприятия персональной ответственности за общую безопасность. Чем строже подход к безопасности  на рабочих местах и в служебных кабинетах, тем легче будет реализовывать общие"противопожарные" вопросы ответственному по подразделению. Назначение ответственным за пожарную безопасность в кабинете - это как раз тот самый случай, когда вопрос дополнительной "общественной" нагрузки, совмещенной с основной функцией работника или служащего не актуален в силу того, что пожарная безопасность на местах является неотъемлемой частью культуры безопасности и охраны труда. При этом текущие или каждодневные задачи ответственного за пожарную безопасность в кабинете сведены к минимуму. Это такие общие вопросы, как поддержание в границах служебного кабинета установленного в подразделении противопожарного режима, то есть контроль за соблюдением инструкции по обеспечению мер пожарной безопасности, контроль за состоянием силовой и осветительной сети, закрытие оконных блоков, осмотр и закрытие служебного помещения по завершении рабочего дня, контроль за состоянием осветительной сети, а также постоянный контроль за обесточиванием электроприборов, которые могут и должны находится в круглосуточном рабочем режиме. ЭВМ, принтер, электрочайник, обогреватель, электровентилятор или кондиционер , зарядные устройства мобильных телефонов все это на совести ответственного за пожарную безопасность.

Весь алгоритм самоконтроля сводится к следующему:

1. Незамедлительный внимательный осмотр электророзеток в кабинете на предмет оценки их технического состояния, выявление поврежденных, обесточенных или загроможденных мебелью.

 2. Необходимость равномерного распределения нагрузки на электрическую сеть, а также проверка правильности подключения крупногабаритной офисной техники.

 3. Осмотр всех открыто проложенных электрических кабелей и проводов. Их изоляция не должна быть повреждена или нарушена.

 4. Наведение порядка в соединительных кабелях мониторов, принтеров и блоков ЭВМ.   

 

Научно-практический альманах МВД России "Профессионал" " № 6 2018

О должностях и денежном довольствии

Журнал "Полиция России" октябрь 2018.

На вопросы читателей отвечает начальник Управления нормирования оплаты труда и социальных гарантий Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий полковник внутренней службы Н. Сулейманов. 

Каков порядок установления ежемесячных поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам, замещающим должность заместителя начальника отдела и выше?

В соответствии с абзацем "е" подпункта 4.6. Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 19.12.2011 № 1258 (далее- Порядок),  сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные  и выше в подразделениях управления и обеспечения, не входящих в состав полиции и подразделений предварительного следствия, устанавливаются поощрительные выплаты в размере 20 процентов от должностного оклада. При этом Порядок не привязывает слова "равные" и "выше" к категориям должностей (они привязаны к подразделениям управления и обеспечения).

При определении соотношения уровня должностей для установления поощрительной выплаты следует исходить из положений ч. 2 и 4 статьи 30 ФЗ от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", согласно которым должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое  специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных - более высокий должностной оклад.

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальные звания и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

С учетом формулировки абзаца "е" подпункта 4.6. Порядка полагаем, что при определении соотношения уровня должностей в целях установления ежемесячных поощрительных выплат за особые достижения в службе необходимыми условиями являются наличие в конкретном территориальном органе МВД России на районном уровне структурного подразделения - отдел, а также замещение сотрудником должности заместитель начальника отдела, равной ей должности или выше.

Подлежат ли индексации с 1 января 2018 года сохраненные оклады по замещаемым сотрудникам должностям?

частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (далее - ФЗ № 247 - ФЗ) установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее дополнительные выплаты).

В соответствии с частью 5  статьи 2 Федерального закона № 247 -ФЗ размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).  Решением об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.  

 

Законодательное регулирование и практика возмещения вреда, причиненного сотрудникам в связи с выполнением служебных обязянностей

От социального обеспечения сотрудников и членов их семей во многом зависят кадровая ситуация в ОВД, эффективность решения задач, возложенных на МВД России и выполнения им своих функций. Частью 1 статьи 39 Конституции каждому гражданину вне зависимости от сферы его трудовой занятости гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери коромильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

СТРАХОВЫЕ СЛУЧАИ

плучение сотрудником в период прохождения службы увечья ( ранения, травмы, контузии)

гибель (смерть) сотрудника в период прохождения службы.

установление сотруднику инвалидности в период прохождения службы

смерть гражданина до истечении одного года после увольнения со службы вследтвие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период ее прохождения.

установление гражданину инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения,травмы, контузии) или заболевания, порлученных в период ее прохождения.

 

часть 3 ст. 68 Закона о службе

Сотрудник считается выполняющим служебные обязанности в случае, если он:

совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья,  иные действия в интересах общества и государства.

следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно.

находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей.

захвачен и содержится в качестве заложника.

участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях. 

Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

в отношении инвалида 1 группы - 1

в отношении инвалида 2 группа - 0,5

в отношении инвалида 3 группы - 0,3

 

Журнал "Профессионал", 2018 -2.

  ГУ МВД России по Волгоградской области    Отдел МВД РФ по Котельниковскому району    Отдел МВД РФ по Среднеахтубинскому району
              Управление МВД России по г. Волгограду             Отдел МВД РФ по Котовскому району             Отдел МВД РФ по Серафимовичскому району
  Управление МВД России по г. Волжскому   Отдел МВД РФ по Палласовскому району   Отдел МВД РФ по Даниловскому району
  МО МВД РФ «Урюпинский»   Отдел МВД РФ по Суровикинскому району   Отдел МВД РФ по Киквидзенскому району
  МО МВД РФ «Камышинcкий»   Отдел МВД РФ по Быковскому району   Отдел МВД РФ по Кумылженскому району
  Отдел МВД РФ по городу Михайловке   Отдел МВД РФ по Городищенскому району   Отдел МВД РФ по Нехаевскому району
  МО МВД РФ «Фроловский»   Отдел МВД РФ по Дубовскому району     Отдел МВД РФ по Новониколаевскому району
  Отдел МВД РФ по Алексеевскому району    Отдел МВД РФ по Калачевскому району   Отдел МВД РФ по Октябрьскому району
  Отдел МВД РФ по Еланскому району   Отдел МВД РФ по Ленинскому району   Отдел МВД РФ по Ольховскому району
  Отдел МВД РФ по Жирновскому району   Отдел МВД РФ по Николаевскому району   Отдел МВД РФ по Руднянскому району
  Отдел МВД РФ по Иловлинскому району   Отдел МВД РФ по Новоаннинскому району   Отдел МВД РФ по Старополтавскому району
  Отдел МВД РФ по Клетскому району   Отдел МВД РФ по Светлоярскому району   Отдел МВД РФ по Чернышковскому району